Культура

Битва железных монстров

Битва железных монстров

Под Ростовом разрастается музей советской и немецкой военной техники времен Великой Отечественной войны

Донской Военно-исторический музей -это не пыльные залы, уставленные экспонатами под стеклом, которые нельзя трогать, а доступное уникальное собрание военной техники. Практически все представленные в нем экспонаты на ходу и постоянно выезжают на различные мероприятия, так что их можно не только близко увидеть, но и залезть внутрь и ощутить, каково было там нашим или немецким военным во время Великой Отечественной войны.

История Донского Военно-исторического музея началась с 45-миллиметровой пушки, найденной поисковыми отрядами в Волгограде. Пушка, по словам директора музея Ивана Стреляева, была разорвана и находилась в ужасном состоянии. Но ее удалось восстановить, так что в 2006 году пушку уже демонстрировали на параде в честь 9 мая. 

1_1.jpg

Сегодня в музее находится около 30 единиц техники, не считая оружия и военной формы времен Великой Отечественной. Здесь можно увидеть немецкий танк, три броневика разных времен, русского и американского производства, военный вариант грузовика ЗИС-5, самоходную установку СУ-100. Их восстанавливают и сохраняют энтузиасты — азартные любители истории, которым больше всего на свете нравится реставрировать старую технику и оружие.

8_1.jpg

Часть экспонатов музея — воссозданные макеты, но большинство моделей — реконструированные оригиналы, фрагменты которых были найдены на местах боев в Ростовской области или других городах и селах России. Например, упоминавшуюся выше самоходную установку музею отдали на ремонт военные. Пришлось перебрать почти все ходовую, поставить новый мотор и коробку передач. Сейчас СУ-100 не только ездит, но и имитирует стрельбу. Большинство восстановленных грузовиков музея на 50 процентов состоят из родных деталей, а броневики — на 30 процентов.

Один из самых знаменитых экспонатов музея — довоенная машина ГАЗ-М-1, которая полтора года назад принимала участие в съемках фильма «Утомленных солнцем-2» в районе Таганрога. Эта машина была в НКВД, потом ее разбили, а восстанавливать и собирать пришлось уже сотрудникам Донского Военно-исторического музея.

230..jpeg

"Никита Михалков проводил съемки фильма в сентябре, а за месяц до этого, в августе, мы устроили грандиозную реконструкцию «Прорыв Миус-фронта-2008», на которой присутствовало 30 тысяч зрителей, - рассказывает директор музея - . Он узнал об этом мероприятии и увидел там машину, которую давно искал — ту самую «эмку». Надо сказать, что в нашем музее находится единственный ГАЗ-М-1 «фаэтон», то есть с открытым верхом. А по сценарию на такой машине вывозили партархив, и, чтобы это было видно, требовался открытый автомобиль. Буквально на следующий день к нам приехали представители съемочной группы и позвали на площадку. Грех было бы отказаться, к тому же Никита Михалков занимается делом, которое нам близко, поэтому я абсолютно безвозмездно представил машину в его распоряжение. И сам приехал на ней в исторической форме. Никита Сергеевич, увидев это, решил, что я тоже буду участвовать в съемках, хотя для роли привезли артиста из Москвы и закрытую черную «эмку». Но предпочтение отдали нам! Я играл водителя Марии Шукшиной, жены первого секретаря обкома. Все оценили машину, которая не только отлично смотрелась в кадре, но и своим ходом передвигалась во время 20 дублей съемок".

Почти вся техника ездит своим ходом, даже танки. Однако перевозить гусеничный транспорт приходится при помощи специальных платформ и тягачей. Конечно, гусеницам нипочем любое бездорожье, но вот асфальт они уничтожают очень быстро, поэтому на донские дороги их стараются не выпускать - перевозят на платформах.

4_11.jpg

В наши дни русская и немецкая техника не воюют, а живут в мире и согласии. Здесь можно увидеть макет немецкого танка «Тигр», который был сделан на базе советского тяжелого танка. Достать оригинал непросто, ведь немцы во время войны свою технику старались не бросать. Поэтому, если танк подбивали в бою, туда тут же направляли ремонтную бригаду. Мало того, немцы воевали и на наших танках, отбитых у советских войск. В России всего два танка «Тигр» — один в Москве и один в Ростовской области.

222..jpeg

Большинство мужчин, будь то гости музея и даже журналисты, реагируют на танки и бронемашины одинаково — пытаются забраться на них или залезть внутрь. И оказывается, что в военном бронеавтомобиле 1943 года ездить было довольно трудно. Внутри кабины очень мало места для двоих человек, двигатель располагался между ногами водителя, а бензобак — за спиной пулеметчика, так что, если туда попадали выстрелы, выбраться из бронемашины было практически невозможно. Чуть более комфортным являлся открытый немецкий автомобиль «Штовер» с двумя пулеметами и задним сиденьем, которое могло вращаться во все стороны.

3_17.jpg

К более раннему периоду относится броневик времен Гражданской войны, с двумя башнями и пулеметом. Именно с такого броневика, кстати, выступал Ленин, когда приехал в Ленинград. Кабина рассчитана на пять человек экипажа, привод есть только на задних колесах. Поэтому, когда на ней шли в наступление, приходилось ехать задним ходом. И, если встречалось препятствие, то броневик, не разворачиваясь, по своей же колее двигался обратно. Эта машина также выросла из нескольких железок, попавших в руки реставраторов музея.

Кусок танка — на металлолом

Директор Донского Военно-исторического музея Иван Стреляев является учредителем поискового отряда «Миус-фронт», а главный реставратор Сергей Хмара — командиром гуковского поискового отряда, так что недостатка в интересных находках времен Великой Отечественной войны музей не испытывает. Некоторые экспонаты привозят из соседних регионов и даже из-за границы, где техника и оружие сохраняются лучше. А форму советских солдат 1941-42 годов можно найти в Германии, так как вещей у нас было немного и военные их быстро снашивали.

"Недавно мы вернулись из Волгоградской области из района Калача, откуда привезли много частей от машин и танков для восстановления, — рассказал главный реставратор музея Сергей Хмара. — В тех краях до сих пор осталось много необрабатываемых территорий, в отличие от Ростовской области, где все перепахано. Поэтому части техники и оружия военных лет там лежат прямо в больших оврагах и видны невооруженным глазом. Зато у нас в Гуково, откуда я родом, местные жители нашли танк. Позвонила женщина и сообщила, что она у себя в огороде обнаружила гусеницу с танка. Когда мы приехали забирать находку, оказалось, что раньше там был найден еще и лобовой лист от танка, но местные жители порезали бронированный металл на части и сдали в металлолом. Зачем? Конечно, огромные деньги мы бы не смогли им за него заплатить, но уж по цене металлолома точно бы выкупили. Была бы память..."

Чтобы содержать технику в надлежащем состоянии, после каждого мероприятия (а таких в год бывает примерно пять-шесть) ее нужно отмывать, потом ремонтировать, смазывать и приводить в состояние боевой готовности. Танк, как и автомобиль военных времен, не каждый заведет, поэтому ездят на них в основном руководство и работники музея. К примеру, тяжелые машины водят сыновья главного реставратора — Станислав и Николай, 18 и 21 года. Они водят автомобили с 10 лет, участвовали в реконструкциях на танках, поэтому никаких трудностей с поездками на военной технике не испытывают. Именно ради того, чтобы приобщить их к военной истории, признается Сергей Хмара, он и стал заниматься реставрацией военной техники.

Еще один работник музея, Юрий Рожко, раньше служил в армии танкистом и мечтал когда-нибудь снова вернуться в кабину танка. Поэтому, когда в музее стали восстанавливать «Тигр», он принимал активное участие в его реставрации и теперь выступает в роли механика-водителя во время реконструкций.

Крышка с бензобака танка — на сувениры

Какая же техника была лучше — советская или немецкая? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

"С одной стороны, немецкая техника отличалась надежностью и отменным качеством, с другой — трудоемкостью в ремонте. То есть, чтобы снять двигатель с немецкого танка, нужно было чуть ли не два дня отсоединять его. А на нашем танке его меняли за два часа, — поясняет главный реставратор музея Сергей Хмара. — И немцы много потеряли оттого, что слишком усложнили свою технику, а наши выиграли за счет простоты и количества. Одних Т-34 мы выпустили более 50 тысяч, немцы же всего сделали 28 тысяч танков. А поле боя держится на танках, за счет количества и простоты которых советские войска выиграли второй период войны. То есть в конечном счете мы победили за счет техники, что, конечно, нисколько не умаляет заслуг тех, кто воевал.

Сотрудники Донского Военно-исторического музея стараются как можно чаще привозить свою технику на различные мероприятия, в народ. На прошлом Дне Победы в Ростове-на-Дону, вспоминает Иван Стреляев, танки и машины так облепили ростовчане, что на какой-то момент директору музея показалось, что экспонаты украли — их вообще не было видно за шевелящейцся людской массой. Да, иногда музей несет из-за такой близости к народу убытки — у техники постоянно отламывают ручки, а недавно кто-то открутил с танка крышку бензобака, что вообще невозможно сделать без огромного гаечного ключа. Однако Иван Стреляев не собирается прятать свою технику под стекло и все равно пускает к ней людей. В этом году около 15 единиц техники музея также приедет в Ростов, и все желающие смогут прикоснуться к раритетам военных времен и сфотографироваться с ними.

226..jpeg

"Понимаете, я хочу, чтобы мы все знали историю, а не навязанную западную культуру, голливудскую версию победы, — поясняет Иван Стреляев. — Когда мы были на реконструкции в Чехии, видели, что американцы привозили свою технику и показывали ее по стране. Хотя они ездили по тем территориям, где их войск даже и близко не было во время Второй Мировой войны! Да и вообще американцы поставляли технику и нам, и немцам и неплохо на этом заработали. Мы видим эту несправедливость и хотим донести правду до людей. Лучший способ это сделать — показать им реконструкцию и военную технику живьем".

Полина Пустовойтова

Источник фото: Панорама; donskoy-museum.com

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Президент России присвоил звание народного артиста ростовчанину Константину Лавроненко
Президент России присвоил звание народного артиста ростовчанину Константину Лавроненко
Президент России Владимир Путин присвоил звание народного артиста РФ актеру Константину Лавроненко, родившемуся
В Новочеркасске выбрали подрядчика, который займется ремонтом знаменитого Атаманского дворца
В Новочеркасске выбрали подрядчика, который займется ремонтом знаменитого Атаманского дворца
В Ростовской области подведены итоги торгов по выбору подрядчика, который займется реставрацией Атаманского дворца
В ростовском отеле «Дон-Плаза» установили памятную табличку на номере, где останавливался Высоцкий
В ростовском отеле «Дон-Плаза» установили памятную табличку на номере, где останавливался Высоцкий
В ростовском отеле «Дон-Плаза» установили памятную табличку на одном из номеров, в котором почти 50 лет назад
Ростовское издательство выпустит комикс по мотивам романа «Преступления и наказание»
Ростовское издательство выпустит комикс по мотивам романа «Преступления и наказание»
Издательство «Феникс» в апреле выпустит графический роман «Преступление и наказание» по произведению Федора