- Владислав Вячеславович, каждая Ваша книга, посвященная истории Ростова, ее людям многопланова. Какую цель ставили Вы перед собой, работая над материалами о Нахичевани?
- Во-первых я всегда стараюсь хорошо представлять себе своих читателей и читателей не вообще, в современных читателей. А это значит - органично сочетать значимость документального материала и интерес к его чтению.
Да, новая книга, так же как и некоторые предыдущие: «Театральная площадь», «Ростов под тенью свастики», трилогия о крепости Димитрия Ростовского-Покровской площади, имеет несколько планов. Она и краеведческая: в ней много фактов и событий о развитии Нахичевани, ее самобытности, выдающихся людях, которые оказали большое воздействие на становление армянского города, его культуры: Балабанове,Налбандяне, Патканяне, Сарьяне, Шагинян… Поэтому книгу можно назвать и культурологической. Она и просветительская, что особенно важно в наше время масс-культуры и засилья телевидения. – т.е. написана ясным , простым, точным языком и одновременно несет значительный пласт исторического материала.
Всю книгу пронизывает мысль о важности добрососедства двух народов, русского и армянского, а это тема особенно важна в наше неспокойное время обострения межнациональных отношений. Так что книгу можно назвать и патриотической. И об этом говорят уже отклики ее первых читателей, особенно армянской национальности. И это мне особенно дорого.
Но у «Нахичевани-на-Дону» есть еще один, более глубокий план: особенности «взаимодействия» двух городов-соседей.
- Но ведь об этом вроде бы уже немало сказано и написано…
- Я постарался внимательнее смотреться в старые документы, воспоминания, статистику, свидетельства наших предков. Увидеть некоторые вещи более масштабно, другие , наоборот, детальнее.
Каждый народ несет в себе всю историю своей страны, он - ее своеобразный «продукт». Знакомясь с великой историей и культурой Армении, а ей 4200 лет(!), борьбой этого трудолюбивого, высокоодаренного народа за выживание, я стал лучше понимать ход и смысл самой истории, непростой путь нашей цивилизации, в котором преобладала война. Задумайтесь: из пяти тысяч лет человечество не воевало всего восемь лет!
Появление и развитие Ростова связано с рядом крупнейших событий в жизни России. Наш город явился плодом великой эпохи преобразований наших выдающихся деятелей: Петра Первого и Екатерины Второй, когда Россия неудержимо шла на юг и активно, а главное – продуктивно, осваивала новые пространства. Но на его становление повлияло и развития капитализма в Европе. Когда там необходим был хлеб и металл, Ростов оказался той географической «воронкой», куда «сливала» эту продукцию для бурно развивающейся Европы практически вся Российская империя. Наш город в средине 19 века стал торговой «частицей» Европы, поэтому расхожее название - «русский Ливерпуль» носит и второй, почти прямой, смысл. Это одна стороны истории, скорее внешняя.
А вот вторая, внутренняя, связана с влиянием на Ростов Нахичевани. В России, кажется, нет другого аналога, чтобы два разных города находились так близки друг другу территориально.
Армяне были не только великолепными купцами, ремесленниками, предпринимателями, что было очень важно в нашем степном краю, где господствовало земледелие. Переселившись из Крыма под стены крепости Димитрия Ростовского, они к тому же получили большие права и привилегии от Екатерины Второй, и Нор-Нахичеван был по сути долгое время торговым, практически ганзейским , городом. И Ростов, после того, как димитровская крепость была в 1836 году упразднена и ее покинул военный гарнизон, стал испытывать влияние своего свободного соседа. Ростов рос и развивался не как многие другие чиновничьи города средней России. В нем преобладал дух предпринимательства, он не был скован в такой степени бюрократией имперской России. Оказывало свое влияние и соперничество Нахичевани и Ростова.
- Владислав Вячеславович, Вы сказали, что старались учитывать интересы читателей. А в чем это выражается?
- Я постоянно обращал внимание на то, чтобы сложные размышления переводить на язык доступный даже школьнику. Но все-таки книга рассчитана на того, кто интересуется историей родного города. Конечно, в книге есть страницы, посвященные, скажем, анализу творчества М.Сарьяна, В.Пановой, которая родилась и начинала свою деятельность в Нахичевани, но в ней немало и лирико-философских отступлений. Потому что в Нахичевани до сих пор сохранились старые улочки, передающие атмосферу и аромат армянского поселения. Уютные дворики, кованные железные решетки, дома с башенками… Это так напоминает музей под открытым небом. И здесь так хорошо уединяться от шума мегаполиса, от бешеных ритмов современной цивилизации.
- А какие страницы Вам особенно дороги?
- Мне с особым интересом работалось над публицистикой М.Шагинян. В годы Гражданской войны она жила в Нахичевани и публиковала свой литературный дневник в газете «Приазовский край». Это очень актуальные очерки, статьи. Она поднимала острые вопросы своего времени, а как будто писала о нас с вами.
Мне повезло - я познакомился с удивительной армянской семьей Келле-Шагиновых, история этоого рода зафиксирована в семенной хроники со времен Крыма! И.М.Келле-Шагинов был известным общественным деятелем в старой Нахичевани и Ростове. Его отец начинал в подвале небольшого домика, а его сын и внук имели уже в центре города роскошные многоэтажные особняки. Они и напоминают нам: все, что было, казалось бы очень давно, не так далеко ушло из нашей жизни. История это не то, что перешло на станицы учебников, она продолжается в нас. Мы – живая «ниточка», идущая от наших предков. Это один из уроков книги «Нахичевань-на-Дону».
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.