Евгений Михайлович, сегодня много говорят о том, что одна из главных проблем, стоящих перед стабильно развивающейся, накопившей ресурсы Россией — несовершенство законодательной базы. Законов мало и они охватывают далеко не все сферы нашей экономической и социальной жизни. Так ли это? Ведь есть и другие мнения: мол, в стране просто какое-то «перепроизводство» законов, которые никто не выполняет...
Вопрос, конечно же, дискуссионный. Но давайте отталкиваться от фактов. По данным экспертов социально-экономическую сферу наиболее развитых стран сегодня регулирует до 800 тысяч (!) законов. В России пока разработано всего около 400 тысяч. Разница ощутимая. К тому же следует учесть, что передовые страны, вырабатывали свои своды законов в течение нескольких столетий, постоянно опробуя и отлаживая их на практике. У нас же этот процесс длится от силы полтора десятилетия, то есть на памяти всего одного поколения, да еще и условия жизни постоянно меняются... Так что у российских законодателей работы — непочатый край!
А у Донского парламента? Чем, скажем, ЗС области третьего созыва отличался от предыдущих? Чего удалось добиться за прошедшие годы?
Прежде всего, законотворчество было сдвинуто в область конкретных чаяний и устремлений граждан. И федеральные законы, в которые по инициативе донских депутатов внесено немало изменений, и местные законодательные акты приобрели сегодня прагматический характер. Они не прокламируют что-то вообще, а подробно описывают механизмы реализации экономических и социальных реформ. Взять ту же реформу представительной власти. Мы на Дону одни из первых занялись разграничением полномочий между разными уровнями властей — федеральной, субъекта федерации, городских округов, муниципальных образований, поселений. В нынешнем году эта огромная работа практически завершена, хотя еще придется смягчать «шероховатости». Но, главное, в бюджете на следующий год уже предусмотрена передача «на места» доходов от сбора четырех местных налогов. То есть реформа подтверждена не только политически, организационно, но и финансово. Теперь дело за людьми, за главами муниципалитетов, которые должны суметь эффективно распорядиться бюджетными средствами.
А сумеют?
Уверен, что да. Есть уже примеры. С большим удовольствием увидел изменения в Заветинском, Песчанокопском районах, в Азове, где приведены в порядок райцентры, созданы цивилизованные, комфортные условия для жителей. Смотришь и радуешься тротуарам из европлитки, полноценному освещению. И понимаешь: это не мелочи. Когда человека окружает уют и порядок, ему и работается лучше, и жизненные тяготы, которых у нас еще хватает, переносятся легче.
К сожалению, есть и обратные примеры. Чего стоит заявление того же мэра Зверево, который в ответ на многочисленные претензии жителей не постеснялся заявить: не нравлюсь — проводите референдум и увольняйте с должности. Что, таким должен быть государственный подход, позиция «слуги народа»?
Чиновничья заносчивость — не редкость и в наше время. Волокита, бюрократизм, взяточничество — тоже. Как с этим бороться?
В первую очередь — законодательно. Но, чтобы законы обрели эффективность, нужна инициатива граждан, их общественная активность, изменение психологии. Этот процесс долгий и нелегкий. С одной стороны, люди должны осознать, что, честно платя налоги, они содержат административный аппарат, который обязан функционировать в их законных интересах. Если это не так — не стоит опускать руки, стоит действовать: обращаться в контролирующие органы, в суды, в средства массовой информации наконец. С другой стороны, развивая институты гражданского общества, нельзя позволять впадать в крайности - негативизм, анархию. То есть заведомо считать всю власть плохой из-за нерадивости какого-нибудь одного ее мелкого представителя, чиновника. Это мы уже проходили.
Взаимоотношения гражданина и власти должно строится на принципах партнерства, взаимной ответственности. Конкретный пример. В моем избирательном округе, в Советском районе Ростова, благоустроили двор — заасфальтировали дорожки, организовали детскую площадку, поставили лавочки. К жителям была только одна просьба: выйдите на субботник, покосите траву. Никто не откликнулся. Не удивлюсь, если администрации Советского района на эту траву еще и попеняют...
А какой вывод? Законы законами, бюджет бюджетом, но пока у нас каждый не озаботится своим собственным окружением, не научится следить за порядком там, где он живет или отдыхает, ни от какой сильной социальной политики толку не будет.
Но это не значит, что ее не надо проводить?
Само собой разумеется. В бюджете на 2008-2010 годы более 75% средств направляется в социальную сферу. В этом году мы приняли областной закон «О ветеранах труда Ростовской области». «Цена вопроса» - дополнительно 700 млн. рублей из бюджета области для 85 тысяч граждан, получивших это звание. В результате они смогут сэкономить до 800 рублей в месяц. Кто-то скажет: копейки. Но это смотря с чем сравнивать. Если с пенсией в 3000 рублей, то уже ощутимо.
Да, может быть, те 300-400 рублей, которые областной бюджет добавил сегодня семьям, взявшим опекунство над приемными детьми, молодым матерям, тоже покажутся «копейками». Однако в общем сложении это суммы немаленькие. Хотелось бы выделять побольше — в разы, как обещают сегодня некоторые оппозиционные политики, но нужно трезво смотреть на вещи. Давайте все-таки всей страной жить по средствам, а не за счет западных кредитов, как было когда-то. Давайте еще потерпим немного, тем более что сдвиги к лучшему уже имеются, есть вполне реальные шансы сделать нашу жизнь лучше.
Взять, к примеру, такую, совсем недавно критикуемую на всех уровнях отрасль, как «дорожное строительство».
В 2006 году на ремонт и строительство донских дорог было направлено 3,1 млрд. рублей, в 2007 году – 6,4 млрд. рублей. В 2008 году мы планируем направить на эту отрасль 8,1 млрд. рублей, в 2009 году – 7,1 млрд. рублей, в 2010 году – 7,4 млрд. рублей.
Суммы такие, что наши дорожники в кои-то веки «замахнулись» на асфальтирование грунтовок — межпоселковых дорог. Ведь негоже в 21 веке возить детей из дома до школы на тракторе.
Такая тенденция — постепенное наращивание финансирования, постановка задач не на ближайший год, а на ближайшее десятилетии и дальше, наблюдается сейчас во всех отраслях. И в медицине, и в образовании — во всех приоритетных нацпроектах. Наша Программа социально-экономического развития тоже рассчитана вплоть до 2012 года. Как и вся страна Дон не хочет жить одним днем, планирует на перспективу.
Какие гарантии, что планы будут выполнены?
Гарантия одна — сохранение нынешнего курса стабильности и развития. Лично я как человек и как депутат голосую за это. Известно ведь, что «коней на переправе не меняют». Где конкретная альтернатива намеченным ориентирам? Ее нет. Ведь чтобы была, надо что-то сделать. А делать всегда сложнее, чем критиковать.
Вел интервью Игорь Агафонов
Источник: газета "Известия"
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.