Ростов-на-Дону, 27 сентября ? Сегодня на Юге России, в особенности в Ростове и крупнейших городах Ростовской области, сосредоточен мощнейший научно-образовательный потенциал. На 10 тыс. жителей приходится 370 студентов, это в полтора раза больше, чем в среднем по России. Такую оценку ситуации с высшим и среднем специальным образованием на Дону дал полпред Дмитрий Козак, открывая конференцию-совещание по проблемам высшей школы, проходившую в понедельник на базе Ростовского государственного строительного университета. В работе конференции в полном составе принял участия Совет ректоров вузов Ростовской области, а приурочена она была к визиту на Дон министра образования и науки Андрея Фурсенко, к моменту открытия конференции уже побывавшего в ведущих вузах региона.
Дмитрий Козак призвал не успокаиваться на достигнутом, а посмотреть, что реально скрывается за названными цифрами. Полпред указал, что ?подготовка высококлассных специалистов играет одну из ключевых ролей в экономике страны?. При этом не надо забывать, что дело это достаточно дорогое, и что образовательные услуги оказываются государством за счет налогоплательщиков. Был приведен простой пример, что вузы, преподаватели, студенты и вся научно-техническая база существуют за счет налогоплательщиков. А раз так, то эти самые налогоплательщики вправе поинтересоваться, на что и с каким эффектом тратятся их средства.
По мысли полпреда, ?мы должны доказать эффективность своей работы, необходимость этой услуги?. А отсюда напрямую вытекает необходимость оптимизации работы сети образовательных учреждений, наличие связки: начальное ? среднее ? высшее образование. Чтобы эта связка была крепка и постоянно работала в крейсерском режиме, ?мы должны знать, сколько и каких специалистов нужно сегодня готовить в ЮФО, каковы в них реальные потребности?. А не думать потом, куда девать выпускников вузов, с дипломами по специальностям, на данный момент никому не нужны.
Другая проблема, на взгляд полпреда, которую необходимо решить, если рассматривать высшее образование как услугу ? это повышение его доступности. Не секрет, что сеть вузов у нас размещена крайне неравномерно.
Еще одна проблема касается взаимосвязи образования и науки. Наука, и, прежде всего, университетская наука, должна быть больше востребована практикой. В реальной жизни это означает, что должна быть создана и нормально функционировать система заказов на научные разработки. Кстати, это один из реальных критериев оценки качества получаемого образования. И если заказов нет ? значит, с качеством обстоит неблагополучно и на него надо обратить дополнительное внимание. При этом важно суметь подняться над академическими стереотипами, нередко давно сложившимися в конкретном вузе, а то и в целой отрасли.
Вот для всего этого и необходим конструктивный диалог, в том числе и в рамках семинаров, дискуссий или таких вот как эта конференций-совещаний, на которых должны быть высказаны и услышаны новые дельные предложения. Должен состояться конструктивный диалог. А по его итогам, как посоветовал полпред завершая свое краткое вступительное слово, эти предложения должны быть внесены в министерство. Которое поработав с ними и выбрав наиболее интересные, наверняка донесет их до правительства, а если надо, то и до президента.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.