Тайный Ростов

Исполнилось 20 лет с тех пор, как Ростове прекратили выпуск музыкальных инструментов

Исполнилось 20 лет с тех пор, как Ростове прекратили выпуск музыкальных инструментов

Но до сих пор их любят и помнят

Как бы то ни было, пианино «Ростов-Дон» в любых доступных модификациях существует и даже продается. Но нет уже ростовской баянной фабрики вкупе с фабрикой клавишных инструментов, которые отвечали за выпуск уникальных музыкальных инструментов в масштабе всего СССР. В историческом наследстве этих производств остались и пианино, и (в полном соответствии с историческим названием) шикарные баяны,  и первые советские электрогитары.

«На сайте любителей советских гитар прочитал такую фразу: "Электрогитара «Тоника» должна быть у каждого советского гитарного коллекционера", - пишет один из посетителей ростовского городского интернет-форума. - Я, наверное, не являюсь коллекционером на все 100%, но гитара такая у меня появилась».

Некоторые пояснения для тех, кто чётко знает, чем отличается «Ibanez – RGD320Z WH» от «Ibanez – ART120 WH», но слабо представляет, что такое «Тоника».

Согласно "Википедии": тоника или тоническое трезвучие - самый устойчивый аккорд лада. Гитара с таким названием стала самой знаковой электрогитарой в Советском Союзе. Рождена она была из идей ленинградской гитары «Ритм-соло», по отзывам специалистов - очень хорошей гитары для своего времени. Сначала её стали выпускать на свердловской фирме клавишных инструментов «Урал», потом производство расширили на мощностях фабрик в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе (Владикавказ).

Немного истории. Ростов всегда считался крупнейшим производителем музыкальных инструментов на юге России. Еще до революции здесь располагалась известная в Европе фабрика муз. инструментов «Наследники Л. Г. Адлер». Кроме фортепианного производства на территории Нахичевани (ныне - Пролетарский район Ростова) изготавливались уникальные органы-оркестрионы. Таких мастерских было три — Стененко, Сулименко и Софронова. Иван Иванович Стененко кроме органов выпускал шарманки, которые в отличие от иностранных, воспроизводили не 8-9 мелодий, а 22, притом в авторской обработке.

Революция и гражданская война это всё, конечно, порушили, но характерно, что уже в 1921 году в Ростове открывается небольшая музыкальная мастерская по ремонту балалаек, мандолин и гитар со штатом из 10 мастеров. Через три года мастерская была преобразована в музыкальный комбинат, который к 1930 году освоил выпуск баянов. Удивительно, но и пианинно-фортепианное производство в городе возобновилось сразу после Великой Отечественной войны уже в 1946 году. Еще всё было в руинах, а на площадях химической фабрики, которая выпускала бытовую синьку и еще что-то садово-огородное, основали Ростовскую фабрику клавишных инструментов. Видимо, тогда культура считалась важнее садово-хозяйственного быта.

Позже, в 70-х годах, баянная фабрика стала делать электрогитары «Тоника» и «Аэлита», а фабрика клавишных инструментов «Аэлиты» и «Стеллы». Самое печальное во всей этой истории то, что если сразу после гражданской и отечественной войн фабрики и производства открывались, несмотря на голод и общую разруху, то в нынешней России и первая, и вторая фабрики оказались не нужны. На баянной стали ремонтировать деревянную тару, клавишную раздербанили под склады, а в красивейшем здании бывшего административного комбината обосновались какие-то офисы.

Тем не менее музыкальные инструменты, выпущенные ростовскими промышленными производствами, до сих пор востребованы и любимы. Будь это хоть пианино, хоть баяны, хоть уникальные советские электрогитары.

Ефрем Панасюк

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет