Тайный Ростов

Народные дружины: полвека назад

Народные дружины: полвека назад

Добровольные охранники общественного порядка советского времени порой действовали эффективнее профессиональных

Первые добровольные народные дружины для охраны общественного порядка были в инициативном порядке сформированы в 1957 году коллективами некоторых предприятий Ленинграда, к 1958 году движение получило поддержку со стороны партийных и государственных структур и стало массовым.

Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным нормативно-правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов. В Ростове первые добровольные помощники милиции появились в 1959 году в Пролетарском районе. В те годы привычной и появившейся впоследствии аббревиатуры ДНД (добровольные народные дружины) не было. Членов отряда именовали бригадмильцы. Так в 30-х годах именовали подобное общественное движение, которое сошло на нет в разрушенной войной стране. Первая бригада содействия милиции состояла из рабочих завода «Красный Аксай» и насчитывала 170 человек. Любопытно, что судя по отчету работы бригады за год, большая часть задержанных в районе пьяниц и мелких хулиганов были работниками все того же завода «Красный Аксай». 15 января 1959 года было объявлено о создании дружины на заводе «Ростсельмаш». Уже в апреле в городе насчитывалось около 6000 дружинников.

Такое нужное ненужное дело

В общем первые отряды народных дружинников были неоднородны по своему составу. В основном это, конечно, была молодежь, но вот социальный статус их был различен. К примеру, если в дружине Пролетарского района почти 100 % были рабочие и молодые инженеры, то в Ленинском районе преобладали студенты техникумов и вузов. Правда, начинание могло умереть уже в зародыше. Дело в том, что донская милиция не воспринимала почин рабочей молодежи всерьез, и только благодаря руководящей роли партии, которая, используя серьезные аргументы убеждения, надавила на руководство МВД, бригадмильцы стали обязательным атрибутом вечерних улиц донской столицы». «Поначалу не всегда милиция оказывала должную помощь отрядам дружинников, — рассказывал первый командир городского оперативного отряда Валентин Зарудний. – В Ростове порой от дружинников просто отмахивались. Да и сама деятельность отрядов плохо координировалась. На многих предприятиях города никак не реагировали на тревожные сигналы о проступках их работников». В отличие от Ленинграда и Москвы, где отряды комсомольцев были большой силой, в Ростове все изначально было пущено на самотек, было делом энтузиастов. Только вмешательство высоких партийных начальников постепенно выровняло ситуацию, и бригадмильцы стали реальной угрозой уличной преступности, пьянству и хулиганству. Самым тяжелым для дружинников являлись дни получек и авансов. Пролетариат усиленно потреблял спиртное и под воздействием винных паров чудил по полной программе. В обязанность дружинников входило доставлять в отделения милиции пьяных — дебоширов и хулиганов, а также просто лиц, лежащих на улицах «без признаков жизни». Из рапорта бригадмильца Владимира Сушкова: «В ходе патрулирования 15-й линии мы нашли мертвецки пьяного гражданина Ждалина. Он лежал прямо на тротуаре без одежды и обуви». И такие находки были обыденным явлением в работе первых дружинников.

Собака ходила с дружинниками

Перед первыми добровольными помощниками милиции стоял конкретно очерченный круг задач. Бригадмильцы должны были доставлять в отделения мелких правонарушителей, а также беспризорных детей, как правило, из неблагополучных семей. Помимо этого в некоторых районах комсомольцы помогали участковым опер-уполномоченным выявлять места изготовления и продажи самогона. Правда, нередко бригадмильцы задерживали и профессиональных преступников. Нередко об их делах писала и донская пресса: «Патруль, куда входила Лидия Крутикова, встретил женщину, которая представилась сторожем с макаронной фабрики. Она сообщила, что на фабрику забрались воры. Благодаря слаженным действиям народных дружинников, воры были задержаны, а Лидия Крутикова и ее доберман по кличке Динго лично задержали и доставили в милицию ранее неоднократно судимого за кражи гражданина Табельяна».

Для первых дружинников Ростова был заведен определенный порядок их службы. Каждый день они прибывали к 19. 00 в серое здание милиции по адресу: площадь К. Маркса, 4, где с ними проводился инструктаж. Затем им выдавались наряды – небольшие бланки, на которых указывался маршрут патрулирования, фамилии бригадмильцев, коротко излагалась оперативная задача. На этих бланках с другой стороны отмечалось все, что произошло в ходе патрулирования. Поздно ночью патрули вновь собирались в милиции, где сдавали наряды, а ответственный дежурный по бригаде содействия милиции принимал рапорт о прошедшем дне. Но все же главным в работе первые дружинники считали не задержание правонарушителей, а профилактику правонарушений в ходе беседы с мелкими нарушителями порядка на предприятиях города. Хотя со временем стало ясно, что первые бригадмильцы были романтиками, они зачастую куда эффективнее милиции боролись с нарушением общественного порядка на улицах донских городов. Сказывались знание «своих» районов и их обитателей, а также,как тогда говорилось, молодежный задор, который власти умело переориентировали с негативного на позитивный.

СТАТИСТИКА

На конференции по итогам первого года работы бригадмильцев в Ростове были озвучены такие цифры: за помощь милиции в борьбе с уличной преступностью пять комсомольцев награждены медалью «За отвагу», 19 – ценными подарками, 21 — почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, 26 — грамотами обкома ВЛКСМ и ценными подарками, 162 – денежными премиями и грамотами УВД облисполкома. В 1964 году спустя пять лет после основания первой добровольной народной дружины в Ростове действовали 374 дружины, которые объединяли 27 000 человек. В 1984 году в СССР насчитывалось 282 тысячи дружин (в составе действовали 40 тыс. оперативных комсомольских отрядов) и 13 млн дружинников, ежедневно на дежурство выходили до 400 тыс. человек.

 

Алексей ОПРЫШКО

ИД «Провинция» «Газета Дона»

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет