Тайный Ростов

Парящие в небе

Парящие в небе

Донские планеристы 80 лет назад легко ставили мировые рекорды в простых учебно-тренировочных полетах

Слово мода прочно ассоциируется у большинства граждан с одеждой. Однако мода бывает и на спорт. Причем, если в 30 – годах многие виды спорта были в моде, то не факт, что они столько популярны и у современников. А были и такие массовые виды спорта, о которых теперь вспоминают только историки. К примеру, фехтование на штыках. Кто о нем сейчас знает. Или массовый, а теперь изрядно подзабытый планерный спорт. После появления в начале 30-х годов призыва «комсомольцы на самолеты» молодежь в СССР буквально заболела небом. Как грибы после дождя, стали появляться аэроклубы, в которых в свободное время обучались искусству пилотажа молодые рабочие и служащие. Одним из популярных видов авиаспорта помимо парашютного и летного дела большой популярностью пользовался планерный спорт, а планеристы были популярны не менее, чем герои-полярники или артисты кино. Прежде чем сесть в кабину планера, будущий пилот должен был стать членом городского аэроклуба. Ростовский аэроклуб обрел свой постоянный адрес 1 октября 1936 года. Разместился он на улице Энгельса (ныне Б. Садовая), в здании, где после войны было открыто известное кафе «Дружба». «Новый аэроклуб имел семь учебных классов, —вспоминал впоследствии ростовчанин Анатолий Корольченко. – Парашютный, самолетный, два планерных, аэронавигационный, стрелковый и моторный. Помимо этого в здании располагался буфет, библиотека со спецлитературой, большой лекционный зал с аппаратурой, которая могла демонстрировать звуковое кино. В подвале был оборудован тир». Именно там будущие пилоты и парашютисты проходили теоретическую подготовку, которую потом применяли на практике на аэродроме клуба, находящемся на Нижней Гниловской.

Случайный рекорд

Планеристы собирались на аэродроме рано. Первые лучи солнца только показывались над горизонтам, а планеристы уже крутились возле ангаров, в которых спрятаны от ветра их безмоторные легкие планеры. С утра все внимание было приковано к погоде. «Вот уже пятый день ребята недовольны, — писал в своем дневнике планерист Карташев. – Над аэродромом сияет чистое безоблачное небо. Нужно одноединственное облачко, за которое можно было бы зацепиться и лететь. Пока же в штабе аэроклуба решили проводить тренировку и готовить на картах маршруты предстоящих полетов». Но вот небо меняется. Появляются гряда белоснежных кучевых облаков. Ветер их гонит на аэродром. На поле оживление. Планеристы тащат свои разноцветные планеры на поле. Выкатываются самолеты. Тросами планеры крепятся к готовым взлететь машинам. Планеристы защелкнув карабины на лямках парашютов устраиваются в кабинах. Взревели мощные моторы самолетов. Подминая траву побежал по полю самолет и тут же за нм на натянутом стальном тросе оторвался от земли красный планер с надписью на борту «Сталинец». Следом потянулись ввысь другие планеры. Сделав огромный вираж, планеры отцепились и ушли на заданные маршруты. Именно в таком тренировочном полете неожиданно для себя и своих товарищей ростовский планерист Плюснин побил мировой рекорд высоты. «В июне 1936 года я выпустил в учебный полет планериста Плюсина, — вспоминал впоследствии рекордсмен мира по планерному спорту Сухомлинов. – Он прошел несколько слоев облаков, и пройдя сквозь дождь, штормовой ветер, град и пургу, достиг высоты 4 800 метров. Международный рекорд тогда составлял 4 325. Когда Плюсин опустился на землю, где в тот день была 30-градусная жара, его товарищи нашли в кабине планера толстый слой льда». Остается только догадываться, сколько мужества стоило пилоту планера подняться так высоко в небо, что невольно побить мировой рекорд. Правда, он не был зафиксирован, полет-то был учебный и Плюсин не брал с собой барографа и не делал заявки на попытку установить рекорд. Но не только случайные рекорды устанавливались на Дону. С завидной регулярностью имена донских планеристов Карташева, Овсянникова Кимельмана появлялись на страницах советских газет, где говорилось об установлении рекордов высоты и дальности полета на планерах. К слову, в 1936 году Кимельман побил мировой рекорд полета по заданному маршруту, улучшив его в 5 раз. На планере «ГН-7» он пролетел 204 километра, тогда как мировой рекорд, установленный американским планеристом, был всего 38 километров.

Неутомимый планерист

Ростовчанин Кимельман был одним из самых титулованных планеристов страны. В сентябре все того же 36-го он установил мировой рекорд. Совершив перелет Ростов – Сталинград он пролетел по прямой 530 километров, побив установленный годом ранее рекорд немецкого планериста – 504 километра. 1 сентября в 11 часов 35 минут планер «ГН-7» под управлением Кимельмана поднялся в воздух с аэродрома ростовского аэроклуба. «В радиусе 500 километров была облачность – самые благоприятные для парения погодные условия, — вспоминал впоследствии планерист. – Когда самолет «Р-5» достиг километровой высоты, я отцепился и ушел в юго-западном направлении. Кучевые облака с сильными восходящими потоками воздуха благоприятствовали полету. Вскоре я достиг путевой скорости 90 километров в час. В 150 километрах от Ростова я пересек реку Донец и, перескакивая с облака на облако, уходил все дальше от Ростова. Вскоре я попал в сплошную облачность. Более получаса я на планере шел в слепом полете сквозь густые облака. Около 500 километров от Ростова облачность внезапно оборвалась и открылось ясное, чистое небо. Используя свой опыт, я летел в термических потоках воздуха, образовавшихся над вспаханными колхозными полями». Планер находился в полете более пяти с половиной часов. Кимельман почувствовал, что потоки воздуха ослабевают, и ему пришлось идти на посадку. Он опустил планер на поле совхоза «Профсоюзник» близ деревни Бологурино, Вязовского района Сталинградской области. Пять дней гостил у селян планерист. За это время он умудрился провести пять лекций о планеризме в сельском клубе и организовать с неравнодушной к небу сельской молодежью планерную станцию. Ну а рекордный полет был оформлен по всем правилам. В Москву были отправлена барограмма с автоматическими записями высоты и времени полета, акт об отцепки, подписанный спортивным комиссаром Центрального аэроклуба СССР Рябчинским, и акт о посадке, подписанный местными организациями Сталинградского края.

Алексей ОПРЫШКО

ИД «Провинция» «Газета Дона»

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет